Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на сайте программ дополнительного профессионального образования Института русского языка и культуры МГУ имени М. В. Ломоносова.
Научить человека общаться на иностранном языке так же трудно, почётно и интересно, как воспитать ребёнка. За 65 лет своего существования Институт русского языка и культуры Московского университета научил говорить и понимать по-русски около 100 000 учащихся из разных стран мира. Накопив огромный опыт преподавания русского языка как иностранного, Институт щедро делится им со всеми желающими.
В 2004 году мы открыли первые программы для подготовки преподавателей русского языка как иностранного (РКИ). А сегодня количество тех, кто прошёл обучение и овладел новой специальностью, достигло 8000 человек. Наши выпускники успешно преподают в вузах, на курсах, ведут индивидуальные занятия.
Мы нашли идеальную форму обучения, сочетающую дистанционные и очные занятия, которая позволяет овладеть теоретическими знаниями в области методики и лингвистики, а также получить хороший практический опыт преподавания в аудитории. Все курсы, которые мы рады предложить вашему вниманию, созданы нашими преподавателями – специалистами с огромным стажем преподавания РКИ как в России, так и за рубежом. Обучаясь в нашем институте, вы не только пройдёте качественную подготовку к новой профессии, но и получите уникальные советы опытных наставников, которые будут рады ответить на все ваши вопросы во время регулярных дистанционных консультаций.
Об институте
Осенью 1954 года в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова прибыла большая группа учащихся из Демократической республики Вьетнам. Прежде чем поступить на основные факультеты МГУ или в другие вузы нашей страны, они должны были овладеть русским языком, а также привести свои знания по профилирующим предметам в соответствие с требованиями, которые предъявляются к поступающим в советские вузы. Для решения этой задачи ректором МГУ И.Г.Петровским были созданы «Специальные курсы для иностранной молодёжи», которые открылись 14 октября 1954 года. К занятиям приступил небольшой коллектив преподавателей русского языка.
Так началась разработка нового направления прикладной лингвистики «Русский язык как иностранный» (РКИ). За короткий срок здесь были созданы первые программы, учебники и учебные пособия для иностранных учащихся.
В учебный план курсов входили также математика, физика, химия, биология, география, литература и история, что вызвало необходимость разработать методику преподавания общеобразовательных дисциплин на русском языке.
Шло время, поток молодежи из зарубежных стран продолжал расти, расширялся и национальный состав учащихся. С 1955 года в МГУ уже обучались юноши и девушки из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы.
По характеру и объёму учебной и научно-методической работы Курсы по существу превратились в полноценный факультет Московского университета. В 1959 году ректором МГУ И.Г. Петровским Курсы были преобразованы в первый в нашей стране Подготовительный факультет для иностранных граждан.
С начала 60-х годов на факультете обучались уже не только студенты и аспиранты, но также будущие переводчики, стажёры, зарубежные преподаватели русского языка, приезжавшие с целью повышения квалификации. Для обучения стажёров из стран Европы, Азии и Латинской Америки, прибывавших по линии Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД), были созданы курсы повышения квалификации преподавателей русского языка. За 18 лет существования этих курсов их окончили стажёры почти из 40 стран мира.
Позднее были открыты курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка из социалистических стран Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии. Для обучения нового контингента были созданы различные учебные планы и программы, а также подготовлены лекции, спецкурсы и семинары, в которых учитывались не только сроки обучения, но и уровень владения русским языком, созданы национально-ориентированные учебные пособия.
Менялась и структура факультета: были организованы два отделения, одно из которых занималось обучением студентов, второе – повышением квалификации зарубежных преподавателей-русистов.
Поскольку подготовительный факультет для иностранных граждан МГУ был первым в стране, и ему первому пришлось решать все проблемы, связанные с преподаванием русского языка как иностранного и профилирующих предметов, он по праву стал базовым для аналогичных факультетов страны. По его образу и подобию создавались подготовительные факультеты не только в СССР, но и в других странах. Подготовительный факультет МГУ щедро делился своим опытом и квалифицированными кадрами.
В 1960 году большая группа преподавателей во главе с доцентом Е.И. Мотиной стала ядром кафедры русского языка открывшегося Университета дружбы народов, а в середине 60-х годов часть опытных преподавателей, разрабатывавших новые научные направления, была переведена в созданный в это время в составе МГУ Научно-методический центр, который в дальнейшем был преобразован в Институт русского языка имени А.С. Пушкина.
Количественный и национальный состав иностранных учащихся во многом зависел от политической ситуации в мире. Прекращение действия системы госзаказа после распада СССР сделало неотложной задачу реорганизации подготовительного факультета. 1 ноября 1991 года приказом ректора МГУ А.А. Логунова на базе подготовительного факультета был создан Центр международного образования МГУ (ЦМО), который был призван обеспечивать проведение учебного процесса на уровне современных мировых стандартов, активизировать интеграцию МГУ в мировой рынок образовательных услуг. Для решения поставленных задач на Центр было возложено:
- изучение мирового рынка образования и соответствующего банка данных;
- организация рекламной деятельности с целью продвижения образовательных услуг МГУ и Центра на международном рынке (ЦМО);
- осуществление предуниверситетской подготовки иностранных учащихся для их дальнейшего обучения на основных факультетах МГУ и в других вузах;
- выполнение исследовательских и научно-методических работ по широкому спектру проблем в области русского языка и других дисциплин;
На подготовительном факультете и в ЦМО МГУ были сформированы базовые положения методики преподавания РКИ, были созданы универсальные и национально-ориентированные учебники и учебные пособия, реализующие коммуникативный принцип обучения. Новым словом в методике преподавания РКИ стало создание учебных пособий по языку будущей специальности, поэтапного контроля навыков и умений в каждом виде речевой деятельности, что позднее легло в основу создания системы тестирования.
Центр международного образования МГУ стал членом таких международных ассоциаций, как МАПРЯЛ (Международная Ассоциация преподавателей русского языка и литературы), АСПРЯЛ (Американский совет преподавателей русского языка и литературы), ALTE (The Association of Language Testers in Europe) и НАПРЯЛ (Немецкая Ассоциация преподавателей русского языка и литературы), что не только открыло доступ к более широкой информации в области преподавания иностранных языков, но и дало возможность использовать положительный опыт, накопленный методистами других стран. Всё это позволило Центру участвовать в общем мультилингвальном и мультикультурном процессах, которые в последнее время интенсивно развиваются в Европе и находят прямое отражение в преподавании иностранных языков.
Сведения о ЦМО МГУ публиковались во многих справочных изданиях, посвящённых международному образованию, а также в средствах массовой информации разных стран. Центр международного образования МГУ был признан на международном рынке образовательных услуг.
За 60-летнюю историю Института происходили изменения в структуре, и, соответственно, менялись названия нашего подразделения, создавались новые кафедры, лаборатории, разрабатывались новые курсы и направления в обучении русскому языку иностранных учащихся. Но неизменными оставались задачи и принципы научно-исследовательской и педагогической деятельности.
В 2013 году Центр международного образования приказом ректора Московского университета В.А. Садовничего был преобразован в Институт русского языка и культуры. Это наложило на подразделение новые обязательства и поставило перед ним новые задачи.