МУХАМАДИЕВА А.Р. ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

Обсуждение актуальных проблем обучения русскому языку и организации образовательного процесса на русском языке для детей-билингвов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Цель - интеграция опыта обучения двуязычных детей в российских школах в условиях поликультурной и полиэтнической среды путем налаживания открытого межрегионального диалога.

МУХАМАДИЕВА А.Р. ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

Сообщение admin » 18 дек 2014, 10:12

А.Р. Мухамадиев
МБРУ СОШ № 12, Нижневартовск
Особенности презентации языкового материала в поликультурных классах

В связи с активными миграционными процессами в стране в общеобразовательных школах России получает большое распространение совместное обучение русскоязычных детей и детей, для которых родной язык не является русским.
Работа с текстом — благодатная почва для работы в многоязычном классе.
Текст помогает решать на уроке в многонациональном классе комплекс следующих методических задач:
• отрабатывать орфографические, пунктуационные, грамматические модели;
• вести лексическую и словообразовательную работу;
• анализировать структуру и содержание текста, а затем
воспроизводить некоторые его фрагменты.
Выполняя все виды заданий, учащиеся многократно обращаются к тексту, запоминают использованные в нём лексические и грамматические средства. В связи с этим к содержанию текстов предъявляются особые требования: оно должно способствовать осуществлению межкультурных и межпредметных связей; в текстах должна быть соблюдена повторяемость языковых моделей.
Работе с текстом должны предшествовать:
• орфоэпическая работа;
• выразительное чтение текста;
• предтекстовая лексическая и лексико-грамматическая работа;
• написание отдельных предложений или абзаца;
• отработка грамматических моделей.
Для предтекстовой лексической работы можно использовать задания пассивного и активного характера («Приведите толкование слова», «Составьте словосочетания», задание на определение внутренней формы слова в формулировке «От какого слова образовано данное?»). При составлении словосочетаний осваивается лексика, синтаксические связи (согласование, управление, примыкание), познается природа образности (время пролетело — птица пролетела).
При изучении грамматических моделей (и на уровне словосочетания, и на уровне предложения) основной прием для билингвов и плохо успевающих учащихся — создание ситуации повтора языкового факта. Неоднократное обращение к одному и тому же тексту с вариантами заданий позволяет отработать орфограммы, запомнить целые семантические блоки.
Варианты заданий
Запишите стихотворение Николая Рыленкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
1) Определите тему, основную мысль текста.
2) Почему это стихотворение, которое состоит из одного
предложения, можно назвать текстом? Какими признаками текста
оно обладает?
3) Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Для этого проанализируйте внимательно пунктуацию, подумайте, где нужны паузы: короткие и более продолжительные. Определите слова, которые следует выделить с помощью логического ударения. Выберите нужный тон, темп чтения, стараясь передать те чувства, которые выразил поэт.
4) Повторение грамматики, орфографии:
а) выпишите из текста глаголы и, поставив их в начальную форму, определите спряжение;
б) придумайте предложения со словами от того, оттого. Какими частями речи они являются?
Запишите отрывок из стихотворения Михаила Дудина «Песня
русскому языку». Определите тему, основную мысль.
Ты — твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты — соловей на ветке бересклета.
Ты — сталь и пепел. Колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времён ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.
1) Подчеркните грамматическую основу предложений.
2) Как антонимы (в том числе контекстуальные) используются
в строфе? Какова их роль в тексте?
3) Подберите синонимы к словам озарять, обрести, истина.
4) Выпишите из текста примеры существительных 1, 2, 3 склонения.
5) Проиллюстрируйте примерами из текста правила расстановки
знаков препинания в предложениях с однородными членами.
6) Словарный диктант: оз..рять, прор..стать, оз..рен(?)ый,
ист..н(?)ый, пр..вет, выр..щен(?)ый, з..га..ка, с..ловей, на ветк.. .
Многоязычный класс — благодатная почва для того, чтобы стимулировать интерес учащихся к природе языка, прививать навыки лингвистического мышления, развивать языковое чутьё. Особую значимость в этих условиях приобретает обучение русскому языку в контексте русской культуры и культур народов России и ближнего зарубежья, формирование толерантности, культуры межъязыковой коммуникации.
admin
Администратор
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 21:41

Re: МУХАМАДИЕВА А.Р. ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕР

Сообщение Mary88 » 27 окт 2015, 15:55

Еще статья на эту тему:
Баранова С.А. Особенности формирования и обучения поликультурного класса начальной школы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ra ... nom-klasse
Mary88
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 26 окт 2015, 19:52


Вернуться в РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ: ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ